Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции): Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании) Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству)) Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования (подтверждается документом установленного образца (не реже одного раза в три года)Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Методическое обеспечение аттестации педагогических работников Методическое обеспечение аттестации педагогических работников / сост. И. В. Федоров, Е. А. Бохан ; Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2022. – 130 с. Нормативное правовое обеспечение аттестации |
Примерная структура описания педагогического опыта
проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) педагогической деятельности (занятия).
эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия);
Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия):
подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.
ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);
определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития. Методический уровень описания опыта:
выделение критериев и показателей оценки результативности опыта; доказательность результатов;
Результативность, эффективность опыта:
степень обобщения и систематизации представленных материалов; конкретизация опыта разработанными автором материалами; описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта; обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.
Сущность опыта:
конкретность, диагностичность поставленной цели; направленность задач на реализацию цели; отражение степени достижения поставленной цели.
обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:
При оценке представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:
При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта и приложения к нему.
Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности — модель урока, занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.
Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.
Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена
Решение о допуске к аттестации на получение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» принимает аттестационная комиссия отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.
публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения;
наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования;
Претендента на квалификационную категорию «учитель- методист. К претенденту на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных выше, предъявляются дополнительные требования:
использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.
создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста;
владеет современными педагогическими технологиями; проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;
создает методический продукт собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструкции и др.);
владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;
владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;
имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;
Претендента на высшую квалификационную категорию. В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:
Требования к профессиональной деятельности
Для успешного прохождения квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель- методист» экзаменуемый должен набрать не менее 75% от возможного количества баллов.
При оценке представленного опыта педагогической деятельности каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индивидуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификационной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В экзаменационную ведомость вносится результат квалификационного экзамена в процентах от максимально возможного балла.
Описание авторской методики или опыта педагогической деятельности представляется в соответствии с требованиями (Приложение 7). Оценка опыта педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).
Во время квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» педагогический работник устно защищает авторскую методику или опыт собственной педагогической деятельности.
Квалификационный экзамен состоит из письменной части и приема квалификационного экзамена. На письменной части экзаменуемый готовит тезисы представления авторской методики или опыта педагогической деятельности. На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение квалификационной категории «учитель- методист» направлен на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника в соответствии с предъявляемыми требованиями.
квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение квалификационной категории «учитель-методист»
Процедура и содержание
Для успешного прохождения квалификационного экзамена экзаменуемый должен набрать не менее 75% от максимально возможного количества баллов.
При оценке представленного опыта педагогической деятельности каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индивидуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификационной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В экзаменационную ведомость вносится результат квалификационного экзамена в процентах от максимально возможного балла.
Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).
Во время приема квалификационного экзамена претендент на подтверждение высшей квалификационной категории устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.
Во время письменной части экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия. На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории направлен на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории. Он состоит из письменной части и приема квалификационного экзамена.
Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории
Для успешной сдачи всего квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории экзаменуемому необходимо набрать не менее 75% соответствующего выполнения (расчет осуществляется по формуле: процент правильно выполненных заданий первой части + процент от общего количества баллов второй части деленное на два).
При оценке представленного опыта педагогической деятельности каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индивидуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификационной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В экзаменационную ведомость вносится результат второй части квалификационного экзамена в процентах от максимально возможного балла.
Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).
Во время приема квалификационного экзамена претендент на высшую квалификационную категорию устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.
- Прием квалификационного экзамена
Второе задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия. На выполнение второго задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.
Оценка письменной части осуществляется в процентах правильно решенных задач, выполненных тестов, раскрытых вопросов от общего количества заданий и вносится в экзаменационную ведомость.
На выполнение первого задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.
Билеты для первого задания письменной части квалификационного экзамена готовятся в структурных подразделениях академии, РИПО, РИВШ и являются закрытыми для общего доступа. Они могут содержать задачи, тесты, вопросы.
Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена, список рекомендуемой литературы разрабатываются сотрудниками структурных подразделений академии, РИПО, РИВШ и размещаются на сайте данных учреждений образования для общего доступа.
современные технологии, методы, приемы, средства обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи, коррекционной работы.
современная теория и методика обучения и воспитания; теория и содержание преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности;
нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ;
Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена включает следующие разделы:
- Письменная часть Первое задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории состоит из двух частей: письменной (2 задания) и прием квалификационного экзамена.
Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение 2 (двух) дней, на присвоение квалификационной категории «учитель- методист», на подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» — в течение одного дня.
Пакет документов квалификационного экзамена (копия приказа о проведении квалификационного экзамена, направления на сдачу квалификационного экзамена, протокол заседания квалификационный комиссии, ведомость на получение выписки из протокола заседания квалификационной комиссии, экзаменационная ведомость, оценочные листы, проверенные письменные работы), представляется в соответствующее структурное подразделение учреждения образования (определяется решением руководителя учреждения образования) в течение двух дней после окончания квалификационного экзамена. Срок хранения экзаменационных материалов 5 лет.
В случае успешной сдачи квалификационного экзамена экзаменуемому выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии соответствующего образца (Приложение 5) за подписью руководителя учреждения образования. Выдача педагогическому работнику выписки из протокола заседания квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена фиксируется в ведомости (Приложение 6).
Во время проведения квалификационного экзамена ведется протокол заседания квалификационной комиссии по утвержденной форме (Приложение 4).
Перед началом квалификационного экзамена председателю квалификационной комиссии выдается экзаменационная ведомость. Результаты квалификационного экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости оценками: «сдал(а)», «не сдал(а)». Экзаменационная ведомость подписывается председателем квалификационной комиссии и всеми членами квалификационной комиссии (Приложение 3).
На квалификационном экзамене педагогическому работнику выдаются экзаменационные листы со штампом учреждения образования, в которых сдающие квалификационный экзамен делают записи. Экзаменационные листы после проверки подписываются всеми членами квалификационной комиссии.
Приказом руководителя учреждения образования за 2 недели до проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, категории «учитель-методист» утверждается количественный и персональный состав квалификационных комиссий. Данным приказом определяется секретарь квалификационной комиссии (Приложение 2).
Для сдачи квалификационного экзамена из числа экзаменующихся формируются группы наполняемостью 10-12 человек. Возможно объединение в группы экзаменуемых по двум смежным образовательным областям (направлениям деятельности) при проведении экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории.
Порядок проведения квалификационного экзамена
Дополнения в график проведения квалификационных экзаменов могут вноситься до 10 апреля текущего года.
Направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, датированные более поздними сроками, высылаются в институты по мере их выдачи.
До 31 октября текущего года институты готовят графики проведения квалификационных экзаменов на основании поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местного исполнительного и распорядительного органа направлений на сдачу квалификационного экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории. График проведения квалификационных экзаменов утверждается приказом ректора института и доводится до сведения заинтересованных.
Организации системы образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов до 25 октября текущего года высылают в институты направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории.
Дополнения в график проведения квалификационных экзаменов могут вноситься до 10 апреля текущего года.
До 31 октября текущего года готовится график проведения квалификационных экзаменов на основании поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов направлений на сдачу квалификационного экзамена (Приложение 1). График проведения квалификационных экзаменов утверждается приказом ректора академии, РИПО, РИВШ и доводится до сведения заинтересованных.
Направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист, датированные более поздними сроками, высылаются по мере их выдачи.
Организации системы образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов до 25 октября текущего года высылают в академию, РИПО, РИВШ направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» (по направлениям педагогической деятельности).
К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, которые имеют направление на сдачу квалификационного экзамена организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту прохождения аттестации (Приложение 1).
Порядок представления документов на квалификационный экзамен
Состав квалификационных комиссий для проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» утверждается ежегодно решением руководителя учреждения в установленные законодательством сроки.
Состав квалификационных комиссий для проведения квалификационных экзаменов при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» утверждается сроком на один год приказом Министра образования Республики Беларусь.
Состав квалификационных комиссий
Методическое обеспечение, формы экзамена определяют академия, РИПО, учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в академии, РИПО, РИВШ, в областных (Минском городском) институтах развития образования (далее — институты).
методисты учреждений дополнительного образования взрослых (кроме методистов институтов развития образования, Р(Г)УМК, государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», НМУ «Национальный институт образования», учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»).
методисты учреждений высшего образования;
педагогические работники, реализующие программы воспитания в учреждениях высшего образования;
обеспечивающие деятельность социально-педагогической и психологической службы;
В учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» (далее — РИВШ) сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории педагогические работники:
педагоги дополнительного образования, которые реализуют содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по техническому, художественному, социальнопедагогическому, социально-экономическому, культурно-досуговому, военно-патриотическому профилям и по иным профилям, определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, учреждений образования, воспитатели учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, культорганизато- ры учреждений среднего специального образования и педагоги- организаторы учреждений профессионально-технического образования.
методисты учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, учреждений образования «Областной (Минский городской) учебно-методический центр профессионального образования», «Минский государственный областной учебно-методический кабинет», учреждений дополнительного образования взрослых (кроме академий и институтов), учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», учреждения «Республиканский дом учащихся и работников учреждений профессионального образования», учреждений «Областной дом учащихся и работников учреждений профессионального образования»;
мастера производственного обучения учреждений образования; педагоги социальные, педагоги-психологи учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, специальных профессионально-технических училищ закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищ закрытого типа;
учителя трудового обучения, черчения учреждений общего среднего образования;
преподаватели учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, специальных профессионально-технических училищ закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессиональнотехнических училищ закрытого типа, центров подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих, учителя, реализующие образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), учреждения образования «Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся»;
преподаватели учебных предметов (дисциплин) общеобразовательного компонента учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, специальных профессионально-технических училищ закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищ закрытого типа;
В учреждении образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее — РИПО) сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории:
В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее — академия) сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории педагогические работники, реализующие содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания, методисты институтов развития образования, Р(Г)УМК, государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», НМУ «Национальный институт образования», учреждений дополнительного образования детей и молодежи. В академии сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель- методист» учителя, которые реализуют содержание образовательных программ общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист» проводится в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования», учреждении образования «Республиканский институт профессионального образования», государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы».
наличие стажа работы 3 года в первой (высшей категории); освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
Обязательными условиями допуска педагогических работников к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» являются:
включение педагогических работников в исследовательскую деятельность.
стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы; овладение передовым педагогическим опытом;
определение соответствия научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к специалистам высшей категории, категории «учитель-методист»;
Основными задачами квалификационного экзамена являются: определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории;
Целью проведения квалификационного экзамена является независимая экспертная оценка научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)», утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее — Инструкция).
Примерная структура описания педагогического опыта
1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
1.2. Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
1.3. Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.
1.4. Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы, этапы.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2. Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта — что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.
Список литературы
1. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации: Учеб.-метод. пособие : Экс- перим. вариант / М-во образования и науки Респ.Беларусь. Ин-т повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов образования /Авт.-сост.:А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк; Под ред. А.И.Жука.-Мн.: ИПКиПРРиСО, 1996.-241с.:схем.,табл.
2. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2012. — 98 с.
3. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2012. — 92 с.
4. Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. — 2005. — №5.
5. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. — Минск, 2008. — 336 с. — (Мастерская учителя).
6. Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. — 2002. — № 5.
7. Левитес, Д. Г. Автодидактика : теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. — М. : Изд-во Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 320 с.
8. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. — 2005. — № 2.
9. Праздникова, Г. З. Готовимся к аттестации : технологии обобщения и описания педагогического опыта : практ. пособие / Г. З. Праздникова. — М. : АРКТИ, 2007.
10. Пуйман, С. А. Педагогический опыт : преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.
11. Терегулов, Ф. Ш. Передовой педагогический опыт : теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш. Терегулов. — М., 1991.
12. Уварова, Н. М. Технология оформления педагогического опыта / Н. М. Уварова, Т. А. Сергеева, Т. В. Максимченко. — М. : Интеллект- Центр, 2003. — 112 с.