Государственное учреждение образования
"Детский сад № 66 г.Могилева"

Аттестация педагогических работников

Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)
Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):
Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании)
Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству))
Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования (подтверждается документом установленного образца (не реже одного раза в три года)Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическое обеспечение аттестации педагогических работников
Методическое обеспечение аттестации педагогических работников / сост. И. В. Федоров, Е. А. Бохан ; Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2022. – 130 с.
Нормативное правовое обеспечение аттестации

Примерная структура описания педагогического опыта

проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) педагогической деятельности (занятия).

эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) образо­вательной деятельности (занятия);

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия):

подготовленность опыта для распространения в педагогической сре­де.

ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);

определение условий, способствующих и ограничивающих приме­нение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития. Методический уровень описания опыта:

выделение критериев и показателей оценки результативности опыта; доказательность результатов;

Результативность, эффективность опыта:

степень обобщения и систематизации представленных материалов; конкретизация опыта разработанными автором материалами; описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта; обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество при­ложений.

Сущность опыта:

конкретность, диагностичность поставленной цели; направленность задач на реализацию цели; отражение степени достижения поставленной цели.

обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с за­явленной проблемой:

При оценке представленного письменного описания опыта педаго­гической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:

При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта и приложения к нему.

Комиссией во время проведения квалификационного экзамена пред­лагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности — модель урока, занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основные положения педагогическо­го опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.

Представленные в квалификационную комиссию материалы по опи­санию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтвержде­ние) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов дея­тельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельно­сти, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена

Решение о допуске к аттестации на получение (подтверждение) ква­лификационной категории «учитель-методист» принимает аттестационная комиссия отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эф­фективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информа­ционных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения;

наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республи­ки) и используется другими учителями учреждений общего среднего об­разования;

Претендента на квалификационную категорию «учитель- методист. К претенденту на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных выше, предъявляются допол­нительные требования:

использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.

создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста;

владеет современными педагогическими технологиями; проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе ана­лиза результатов обучения и воспитания, анализа собственного или друго­го опыта профессиональной деятельности;

создает методический продукт собственной профессиональной дея­тельности (проекты, программы, технологические модели, методики, ин­струкции и др.);

владеет методами рефлексивного анализа собственной профессио­нальной деятельности;

владеет системой современных педагогических методов и техноло­гий для повышения качества образования, использует современные под­ходы в практике обучения и воспитания;

имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенден­ций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;

Претендента на высшую квалификационную категорию. В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендую­щий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:

Требования к профессиональной деятельности

Для успешного прохождения квалификационного экзамена на при­своение (подтверждение) квалификационной категории «учитель- методист» экзаменуемый должен набрать не менее 75% от возможного количества баллов.

При оценке представленного опыта педагогической деятельности каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индиви­дуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификацион­ной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В эк­заменационную ведомость вносится результат квалификационного экза­мена в процентах от максимально возможного балла.

Описание авторской методики или опыта педагогической деятельно­сти представляется в соответствии с требованиями (Приложение 7). Оцен­ка опыта педагогической деятельности осуществляется квалификацион­ной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

Во время квалификационного экзамена на присвоение (подтвержде­ние) квалификационной категории «учитель-методист» педагогический работник устно защищает авторскую методику или опыт собственной пе­дагогической деятельности.

Квалификационный экзамен состоит из письменной части и приема квалификационного экзамена. На письменной части экзаменуемый гото­вит тезисы представления авторской методики или опыта педагогической деятельности. На выполнение письменной части отводится 2 (два) акаде­мических часа.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на при­своение или подтверждение квалификационной категории «учитель- методист» направлен на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника в соответствии с предъявляемыми требовани­ями.

квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение квалификационной категории «учитель-методист»

Процедура и содержание

Для успешного прохождения квалификационного экзамена экзаме­нуемый должен набрать не менее 75% от максимально возможного коли­чества баллов.

При оценке представленного опыта педагогической деятельности каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индиви­дуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификацион­ной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В эк­заменационную ведомость вносится результат квалификационного экза­мена в процентах от максимально возможного балла.

Описание опыта педагогической деятельности представляется в ква­лификационную комиссию в соответствии с установленными требования­ми (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагоги­ческой деятельности осуществляется квалификационной комиссией в со­ответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

Во время приема квалификационного экзамена претендент на под­тверждение высшей квалификационной категории устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.

Во время письменной части экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия. На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на под­тверждение высшей квалификационной категории направлен на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника в со­ответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей ка­тегории. Он состоит из письменной части и приема квалификационного экзамена.

Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалифика­ционной категории

Для успешной сдачи всего квалификационного экзамена при про­хождении аттестации на присвоение высшей квалификационной катего­рии экзаменуемому необходимо набрать не менее 75% соответствующего выполнения (расчет осуществляется по формуле: процент правильно вы­полненных заданий первой части + процент от общего количества баллов второй части деленное на два).

При оценке представленного опыта педагогической деятельности каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индиви­дуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификацион­ной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В эк­заменационную ведомость вносится результат второй части квалификаци­онного экзамена в процентах от максимально возможного балла.

Описание опыта педагогической деятельности представляется в ква­лификационную комиссию в соответствии с установленными требования­ми (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагоги­ческой деятельности осуществляется квалификационной комиссией в со­ответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

Во время приема квалификационного экзамена претендент на выс­шую квалификационную категорию устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время пись­менной части квалификационного экзамена фрагмента.

  1. Прием квалификационного экзамена

Второе задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня профессиональной деятельности педагоги­ческого работника. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия. На выполнение второго задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.

Оценка письменной части осуществляется в процентах правильно решенных задач, выполненных тестов, раскрытых вопросов от общего ко­личества заданий и вносится в экзаменационную ведомость.

На выполнение первого задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.

Билеты для первого задания письменной части квалификационного экзамена готовятся в структурных подразделениях академии, РИПО, РИВШ и являются закрытыми для общего доступа. Они могут содержать задачи, тесты, вопросы.

Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена, список рекомендуемой литературы разрабатываются сотрудни­ками структурных подразделений академии, РИПО, РИВШ и размещают­ся на сайте данных учреждений образования для общего доступа.

современные технологии, методы, приемы, средства обучения и вос­питания, социально-педагогической поддержки и психологической помо­щи, коррекционной работы.

современная теория и методика обучения и воспитания; теория и содержание преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности;

нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ;

Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена включает следующие разделы:

  1. Письменная часть Первое задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня научно-теоретической и методической под­готовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на при­своение высшей квалификационной категории состоит из двух частей: письменной (2 задания) и прием квалификационного экзамена.

Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификацион­ной категории

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на при­своение высшей квалификационной категории проводится в течение 2 (двух) дней, на присвоение квалификационной категории «учитель- методист», на подтверждение высшей квалификационной категории, под­тверждение квалификационной категории «учитель-методист» — в течение одного дня.

Пакет документов квалификационного экзамена (копия приказа о проведении квалификационного экзамена, направления на сдачу квалифи­кационного экзамена, протокол заседания квалификационный комиссии, ведомость на получение выписки из протокола заседания квалификацион­ной комиссии, экзаменационная ведомость, оценочные листы, проверен­ные письменные работы), представляется в соответствующее структурное подразделение учреждения образования (определяется решением руково­дителя учреждения образования) в течение двух дней после окончания квалификационного экзамена. Срок хранения экзаменационных материа­лов 5 лет.

В случае успешной сдачи квалификационного экзамена экзаменуе­мому выдается выписка из протокола заседания квалификационной ко­миссии соответствующего образца (Приложение 5) за подписью руково­дителя учреждения образования. Выдача педагогическому работнику вы­писки из протокола заседания квалификационной комиссии о сдаче ква­лификационного экзамена фиксируется в ведомости (Приложение 6).

Во время проведения квалификационного экзамена ведется протокол заседания квалификационной комиссии по утвержденной форме (Прило­жение 4).

Перед началом квалификационного экзамена председателю квали­фикационной комиссии выдается экзаменационная ведомость. Результаты квалификационного экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости оценками: «сдал(а)», «не сдал(а)». Экзаменационная ведомость подписы­вается председателем квалификационной комиссии и всеми членами ква­лификационной комиссии (Приложение 3).

На квалификационном экзамене педагогическому работнику выда­ются экзаменационные листы со штампом учреждения образования, в ко­торых сдающие квалификационный экзамен делают записи. Экзаменаци­онные листы после проверки подписываются всеми членами квалифика­ционной комиссии.

Приказом руководителя учреждения образования за 2 недели до проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, категории «учи­тель-методист» утверждается количественный и персональный состав квалификационных комиссий. Данным приказом определяется секретарь квалификационной комиссии (Приложение 2).

Для сдачи квалификационного экзамена из числа экзаменующихся формируются группы наполняемостью 10-12 человек. Возможно объеди­нение в группы экзаменуемых по двум смежным образовательным обла­стям (направлениям деятельности) при проведении экзамена на подтвер­ждение высшей квалификационной категории.

Порядок проведения квалификационного экзамена

Дополнения в график проведения квалификационных экзаменов мо­гут вноситься до 10 апреля текущего года.

Направления на сдачу квалификационного экзамена при прохожде­нии аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, датированные более поздними сроками, высылаются в институты по мере их выдачи.

До 31 октября текущего года институты готовят графики проведения квалификационных экзаменов на основании поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местного испол­нительного и распорядительного органа направлений на сдачу квалифика­ционного экзамена на подтверждение высшей квалификационной катего­рии. График проведения квалификационных экзаменов утверждается при­казом ректора института и доводится до сведения заинтересованных.

Организации системы образования, отделы (управления) образова­ния местных исполнительных и распорядительных органов до 25 октября текущего года высылают в институты направления на сдачу квалифика­ционного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение выс­шей квалификационной категории.

Дополнения в график проведения квалификационных экзаменов мо­гут вноситься до 10 апреля текущего года.

До 31 октября текущего года готовится график проведения квалифи­кационных экзаменов на основании поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов направлений на сдачу квалификационного экзамена (Приложение 1). График проведения квалификационных экзаме­нов утверждается приказом ректора академии, РИПО, РИВШ и доводится до сведения заинтересованных.

Направления на сдачу квалификационного экзамена при прохожде­нии аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, ква­лификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист, датированные более поздними сроками, высылаются по мере их выдачи.

Организации системы образования, отделы (управления) образова­ния местных исполнительных и распорядительных органов до 25 октября текущего года высылают в академию, РИПО, РИВШ направления на сда­чу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присво­ение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной катего­рии, квалификационной категории «учитель-методист» (по направлениям педагогической деятельности).

К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, которые имеют направление на сдачу квалификационного экзамена организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных испол­нительных и распорядительных органов по месту прохождения аттестации (Приложение 1).

Порядок представления документов на квалификационный экзамен

Состав квалификационных комиссий для проведения квалификаци­онного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» утверждается ежегодно решением руководителя учреждения в установленные законодательством сроки.

Состав квалификационных комиссий для проведения квалификаци­онных экзаменов при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» утверждается сроком на один год приказом Министра образо­вания Республики Беларусь.

Состав квалификационных комиссий

Методическое обеспечение, формы экзамена определяют академия, РИПО, учреждение образования «Белорусский государственный педаго­гический университет имени Максима Танка».

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на под­тверждение высшей квалификационной категории проводится в академии, РИПО, РИВШ, в областных (Минском городском) институтах развития образования (далее — институты).

методисты учреждений дополнительного образования взрослых (кроме методистов институтов развития образования, Р(Г)УМК, государ­ственного учреждения образования «Академия последипломного образо­вания», НМУ «Национальный институт образования», учреждения обра­зования «Республиканский институт профессионального образования»).

методисты учреждений высшего образования;

педагогические работники, реализующие программы воспитания в учреждениях высшего образования;

обеспечивающие деятельность социально-педагогической и психо­логической службы;

В учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» (далее — РИВШ) сдают квалификационный экзамен при прохож­дении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификаци­онной категории педагогические работники:

педагоги дополнительного образования, которые реализуют содер­жание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по техническому, художественному, социально­педагогическому, социально-экономическому, культурно-досуговому, во­енно-патриотическому профилям и по иным профилям, определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и моло­дежи, учреждений образования, воспитатели учреждений профессиональ­но-технического и среднего специального образования, культорганизато- ры учреждений среднего специального образования и педагоги- организаторы учреждений профессионально-технического образования.

методисты учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, учреждений образования «Областной (Мин­ский городской) учебно-методический центр профессионального образо­вания», «Минский государственный областной учебно-методический ка­бинет», учреждений дополнительного образования взрослых (кроме ака­демий и институтов), учреждения образования «Республиканский инсти­тут профессионального образования», учреждения «Республиканский дом учащихся и работников учреждений профессионального образования», учреждений «Областной дом учащихся и работников учреждений профес­сионального образования»;

мастера производственного обучения учреждений образования; педагоги социальные, педагоги-психологи учреждений профессио­нально-технического, среднего специального образования, специальных профессионально-технических училищ закрытого типа, специальных ле­чебно-воспитательных профессионально-технических училищ закрытого типа;

учителя трудового обучения, черчения учреждений общего среднего образования;

преподаватели учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента учреждений профессионально-технического, среднего специ­ального образования, специальных профессионально-технических училищ закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально­технических училищ закрытого типа, центров подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих, учителя, реализующие образо­вательную программу профессиональной подготовки рабочих (служа­щих), учреждения образования «Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся»;

преподаватели учебных предметов (дисциплин) общеобразователь­ного компонента учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, специальных профессионально-технических училищ закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных професси­онально-технических училищ закрытого типа;

В учреждении образования «Республиканский институт профессио­нального образования» (далее — РИПО) сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории:

В Государственном учреждении образования «Академия последи­пломного образования» (далее — академия) сдают квалификационный эк­замен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение выс­шей квалификационной категории педагогические работники, реализую­щие содержание образовательных программ дошкольного, общего средне­го, специального, дополнительного образования детей и молодежи, про­грамм воспитания, методисты институтов развития образования, Р(Г)УМК, государственного учреждения образования «Академия после­дипломного образования», НМУ «Национальный институт образования», учреждений дополнительного образования детей и молодежи. В академии сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на при­своение и подтверждение квалификационной категории «учитель- методист» учителя, которые реализуют содержание образовательных про­грамм общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и об­разовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квали­фикационной категории, присвоение квалификационной категории «учи­тель-методист» проводится в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования», учреждении образования «Республиканский институт профессионального образования», государ­ственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы».

наличие стажа работы 3 года в первой (высшей категории); освоение содержания образовательной программы повышения ква­лификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмот­ренные законодательством.

соответствие полученного образования квалификационным требова­ниям;

Обязательными условиями допуска педагогических работников к ат­тестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалифи­кационной категории «учитель-методист» являются:

включение педагогических работников в исследовательскую дея­тельность.

стимулирование роста профессионального мастерства педагогиче­ских работников, развитие их творческой инициативы; овладение передовым педагогическим опытом;

определение соответствия научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к специалистам высшей категории, категории «учитель-методист»;

Основными задачами квалификационного экзамена являются: определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после получения предыдущей квалифика­ционной категории;

Целью проведения квалификационного экзамена является неза­висимая экспертная оценка научно-теоретической и методической подго­товки педагогических работников.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на при­своение и подтверждение высшей квалификационной категории, квали­фикационной категории «учитель-методист» проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работни­ков системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образо­вания)», утвержденной Постановлением Министерства образования Рес­публики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее — Инструкция).

Примерная структура описания педагогического опыта

1  Информационный блок

1.1.  Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2.  Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3.  Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4.  Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5.  Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2   Описание технологии опыта

2.1.   Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности авто­ра, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2.   Описание сути опыта

2.2.1.    Отражение в общем виде методических и педагогических ас­пектов опыта — что защищается и как применяется. Желательно предста­вить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2.    К какому компоненту педагогической системы относятся дан­ные исследования (определение целей содержания; подходы к построе­нию, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития и др.).

2.2.3.    Отражение педагогического опыта в системе: какие компонен­ты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4.    Отражение последовательности действий при применении ос­новных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алго­ритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5.    Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6.       Основные этапы формирования данного опыта, их преем­ственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1.       Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2.      Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3.     Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1   Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2     Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3     Рекомендации по использованию педагогического опыта в дея­тельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4    Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагоги­ческих аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опрос­ников и т.д.

Список литературы

1.                 Проблемы профессиональной компетентности кадров образо­вания: содержание и технологии аттестации: Учеб.-метод. пособие : Экс- перим. вариант / М-во образования и науки Респ.Беларусь. Ин-т повыше­ния квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов образования /Авт.-сост.:А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк; Под ред. А.И.Жука.-Мн.: ИПКиПРРиСО, 1996.-241с.:схем.,табл.

2.                 Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения професси­онального мастерства педагогов : метод. рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2012. — 98 с.

3.                 Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогиче­ской деятельности : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Су­рикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2012. — 92 с.

4.                 Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. — 2005. — №5.

5.                 Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. — Минск, 2008. — 336 с. — (Мастерская учителя).

6.                 Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобще­ния передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. — 2002. — № 5.

7.                Левитес, Д. Г. Автодидактика : теория и практика конструиро­вания собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. — М. : Изд-во Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 320 с.

8.                Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. — 2005. — № 2.

9.                Праздникова, Г. З. Готовимся к аттестации : технологии обоб­щения и описания педагогического опыта : практ. пособие / Г. З. Праздникова. — М. : АРКТИ, 2007.

10.           Пуйман, С. А. Педагогический опыт : преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.

11.           Терегулов, Ф. Ш. Передовой педагогический опыт : теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш. Терегулов. — М., 1991.

12.           Уварова, Н. М. Технология оформления педагогического опыта / Н. М. Уварова, Т. А. Сергеева, Т. В. Максимченко. — М. : Интеллект- Центр, 2003. — 112 с.