Консультация для родителей «Контейнерные дети»
Словосочетание «контейнерные дети» рисует жуткую картину – кто-то сразу представляет выброшенного в мусорный бак младенца. Однако этот термин уже прочно закрепился в психологии и педиатрии и используется для описания детей, которые проводят большую часть своего времени в каком-то замкнутом пространстве.
«Контейнерами» можно считать автомобильные кресла, качели, стульчики для кормления, манежи или другие устройства, которые ограничивают движение ребенка при использовании в течение длительного времени. Конечно, родители хотят обеспечить безопасность малыша в дороге или дать маме несколько свободных минут, чтобы приготовить ужин или сложить белье. Но здесь пойдёт речь о «переизбытке» нахождения ребенка в названных устройствах.
Сегодня уже ни для кого не секрет факт отката в развитии детей. Если провести параллель в прошлое, то 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний — едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад. По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев, сегодня возрастные нормы для ходьбы — 12-15 месяцев. Такому отставанию в развитии нынешних детей находят разные причины: генетические отклонения, особенности процесса родов, тип вскармливания, изменение родительского подхода, недостаток подвижных игр, слишком структурированный уход за детьми и другие. Однако такой фактор как «контейнеризация детей» кажется одной из очевидных причин этого процесса.
Молодым родителям и в голову не приходит подсчитать время, проводимое их чадом в «зафиксированном» состоянии. Из стульчика в коляску, после прогулки – кормление в стульчике, затем поездка в магазин в автокресле, где удобнее поместить ребёнка в торговой тележке – такой необременительный шопинг. По приезду домой досуг в шезлонге, затем ходьба в ходунках, игра с игрушками в манеже: ведь в доме столько опасностей — электрические провода, неустойчивые вазы, бытовая техника и др. Удобно, тут сложно спорить, но все чаще матери держат не детские руки, а пластиковые ручки переносок. Но, спасая ребенка от этих внешних опасностей, мы фактически подвергаем его другой, не меньшей опасности. Почему важно дать ребенку достаточно времени, чтобы играть на полу?
Лёжа на животе, ползая, малыш укрепляет мышцы шеи, спины, живота, рук и ног. Исследует окружающую среду и тем самым обеспечивает необходимую сенсорную, зрительную и тактильную информации, которые помогают в развитии.
- Вестибулярный аппарат — сенсорная система, которая собирает нас «воедино», дает ощущение себя в пространстве; она расположена в полости внутреннего уха. Вестибулярная стимуляция происходит при движении головы в пространстве в прямом, угловом, круговом, обратном направлениях. Иначе говоря, всякий раз, когда совершается движение, в мозг поступает информация о том, где именно находится тело. Из теории контейнеризации следует, что дети, которые слишком много времени проводят в «контейнерах», не получают достаточной практики движений. Ползая, переворачиваясь с животика на спину и обратно, неограниченный в активности младенец совершает разнообразные движения, его мозг постоянно получает и перерабатывает информацию о расположении тела. В дальнейшем ему будет проще удерживать равновесие при выполнении сложных движений. Поэтому ребёнку нужно хотя бы несколько часов «свободного» плавания под присмотром взрослых на полу.
- Проприоцептивная система оповещает человека о том, в каком положении находится его тело, в каком направлении, с какой скоростью и силой оно движется. Наши мышцы, суставы, связки посылают сообщения в мозговой центр всякий раз, когда сжимаются, сгибаются, распрямляются или растягиваются — это дает нам «ощущение положения». Дети в «контейнерах» либо постоянно пребывают в одном и том же положении, либо могут совершать движения только в одной плоскости; ограниченное пространство большинства приспособлений не позволяет кардинально изменить позу и активно задействовать мышцы. Из-за вынужденной неподвижности мозг получает слишком мало сигналов от сокращающихся мышц и работающих суставов, а это замедляет образование связей в мозгу, отвечающих за координацию движений и быстроту реакции.
- Ограничены визуальные раздражители. Самостоятельно перемещаясь в пространстве, маленький человек видит предметы с разных ракурсов, оценивает расстояние до них, сравнивает цвета и формы, прослеживает движение. Будучи зафиксированным в одном положении малыш лишается возможности активно развивать зрительно-пространственное восприятие.