Государственное учреждение образования
"Детский сад № 66 г.Могилева"

Организация летнего оздоровительного периода

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждениях дошкольного образования.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 92 дней.

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

Групповые площадки:

  • должны иметь инсолируемую и затененную части;
  • оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
  • для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;
  • обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;
  • на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);
  • надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
  • установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
  • игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

(ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ,

СИСТЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ)

Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.

Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

  • Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
  • В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

  • комплекс общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание сюжета;
  • 3-4 подвижные игры;
  • физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
  • оздоровительный бег на участке;
  • элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

  • комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
  • профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
  • развитие координационных способностей;
  • развитие физических качеств;
  • совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
  • элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);
  • игры с элементами спортивного ориентирования;
  • комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

  • включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
  • обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
  • предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
  • индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

  • ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
  • многократное умывание в течение дня;
  • полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
  • дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
  • ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Художественно-эстетическая работа включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

  • рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
  • проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
  • экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
  • включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
  • освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
  • лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
  • аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
  • конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
  • детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

  • использование музыки в режимных моментах;
  • фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
  • проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
  • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А.Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
  • сольное и коллективное музицирование;
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры: игры-танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора.Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:

  • качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;
  • приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);
  • С-витаминизацией дневного или суточного рациона;
  • организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
  • соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;
  • обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;
  • организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;
  • одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;
  • проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;
  • обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;
  • исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
  • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
  • функционирование поливочной системы;
  • засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

«Организация игр с песком, водой и ветром на участке. Изготовление игрушек и пособий»
Игра — основная деятельность ребенка дошкольного возраста, она делает жизнь детей полноценной и радостной. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе — все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала: песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т.д. — способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного детьми сюжета.Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее, некоторые игры появляются неожиданно как отклик на яркие новые впечатления. Все это требует от воспитателя гибкости, оперативности и находчивости в руководстве игрой.
Очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком, водой и ветром. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная.
Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Песок нередко действует на детей как магнит, их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует и в то же время учится работать и добиваться цели. Трогая руками песчинки, ребенок развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.
Организация игр с песком
Воспитатель должен внимательно следить за играми с песком, предупреждать, что насыпать его нужно осторожно, чтобы он не попал кому-нибудь в глаза. Песочница должна закрываться крышкой, песок должен быть свежим и чистым. Песок не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы и он должен быть увлажненным. Песок требует систематического ухода. Один раз в неделю его следует обливать кипятком, ежедневно «прочесывать» граблями, очищая от мусора, сгребать после каждой игры, вечером и за час до игры поливать: песок будет чистым и пластичным;
Игрушки для песочницы должны быть небольшого размера, хорошо если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
В младшем и среднем дошкольном возрасте со сложными сюжетами организации игры в песочнице лучше повременить, а начать со знакомства с песком и его свойствами.
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песок, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песок светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальцев, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.
2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратно вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.
Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.
Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.
Опыт «Как движется сухой песок?»
Цель: стимулирование познавательной активности и интереса к окружающему миру.
Описание: воспитанники вместе с педагогом рассматривают песочные часы, а затем самостоятельно просыпают песок через воронки ( песок мелкий и с наличием примесей мелких камней).
Опыт «Следы игрушек»
Цель: развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Описание: воспитанникам предлагается рассмотреть отпечатки на мокром песке от игрушек.
Измерительная деятельность
«Такие разные следы и отпечатки!»
Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать и обобщать, делать выводы и классифицировать.
Описание: сравнение контуров (отпечатки на мокром песке) рук, ног.
Лаборатория песка
Цель: развитие наблюдательности, умения определять причины явлений, заключающихся в свойствах самих предметов.
Описание: воспитанники совместно с педагогом организуют исследования и эксперименты с песком

  1. «Из чего состоит песок» — с помощью лупы рассмотреть песок.
    2.«Сухой песок сыпучий, мокрый песок нет» – насыпать песок мокрый и сухой в емкость с узким горлышком.
    Организация игр с водой
    В жаркие летние дни организуйте с детьми игры с водой. В самых укромных уголках площадки, под тенистыми деревьями, удобно разместить столы, скамейки, оборудование для игр с водой: небольшие надувные бассейны, ванночки, тазики, лейки и пластмассовые баночки разной формы, плавающие и легко моющиеся игрушки, водные пистолеты, бутылочки-обливалочки и другие забавные, милые детскому сердцу предметы, выносить их на прогулку удобно в ярких, легких пластмассовых корзинках или тазиках.
    Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов.
    Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
    Игра «Кораблики»
    Цель: развитие дыхания
    1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
    2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
    Игра «Рыболов»
    Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
    1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
    2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
    3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
    Игра «Брызгалки»
    Цель: развитие меткости, крупной моторики.
    1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
    2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
    Игры – эксперименты
    В ходе экспериментальной деятельности ребенка педагог искусственно создает ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, стимулирует развитие речи.
  2. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
  3. Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
    Эксперимент «Фрукты плавают или нет?»
    Цель: развитие наблюдательности, стимулирование познавательной активности.
    Опыт «Как вода отражает предметы?»
    Цель: стимулирование познавательной активности в ходе определения качеств воды (прозрачная)
    Описание: воспитанники вместе с педагогом помещают в емкость с водой разные предметы и определяют, что вода прозрачная и все предметы видны.
    Опыт «Куда девается вода после дождя?»
    Цель: развитие умения делать выводы, умозаключения.
    Описание: воспитанники вместе с педагогом проводят опыт с водой и песком, определяют, что песок впитывает воду.
    Игра «Тонет – не тонет»
    Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
    «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней?»
    Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой.
    Для воспитанников старшего дошкольного возраста:
    Рисунки песком и водой «Необычное рисование»
    Цель: развитие творческого воображения, в процессе экспериментирования с нетрадиционным материалом для рисования.
    Опыт «Музыка воды»
    Цель: развитие интереса к скрытым свойствам и качествам неживой природы
    Описание: воспитанникам предлагается сравнить звук переливающейся воды в стаканы из разного материала и расстояния.
    Эксперимент «Вода может склеивать?»
    Цель: развитие интереса к скрытым свойствам воды
    Описание: воспитанникам предлагается склеить листы бумаги, пластмассы, клеенки и других материалов.
    Опыт «Очистка воды»
    Цель: развитие элементарных исследовательских умений, поисковых действий, направленных на изучение свойств объектов неживой природы.
    Описание: воспитанникам предлагается решить проблемную ситуацию «В походе закончилась вода. Что делать?». Воспитанники определяют и апробируют на опыте способы очистки воды (через несколько слоев ткани, через вату, через песок).
    Эксперимент «Как убегали краски?»
    Цель: стимулирование экспериментальной деятельности, развитие умения формулировать выводы и умозаключения.
    Описание: в стаканы налить воду разного цвета, соединить стаканы между собой белыми салфетками, опущенными в стаканы, наблюдать как краска поднимается по салфеткам.
    Эксперимент-фокус «Радуга»
    Цель: развитие познавательного интереса.
    Описание: поставить зеркало в воду под небольшим углом, поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену, поворачивать зеркало до тех пор , пока не появится на стене спектр.
    Эксперимент-фокус «Заговор воды»
    Цель: развитие наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи.
    Описание: воспитанникам демонстрируется баночка с водой, дети определяют её свойства (бесцветная, прозрачная), после взбалтывания она становится цветной. Вывод: на крышке была краска, которая растворилась.
    Игры с ветром (воздухом)
    Для игр с ветром понадобятся: игрушки-вертушки, воздушные змеи, бумажные самолетики, воздушные шарики, веера, флюгер, мыльные пузыри
    «Вертушки»
    Вертушки ветерок приведет в движение, если с ней бежать или стоя «поймать» ветер. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как вертушки закрутились. Со старшими детьми можно изготовить вертушки своими руками, из бумаги.
    «Султанчики»
    В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.
    Игры с мыльными пузырями
    Можно пронаблюдать, как высоко поднимаются пузыри, в какую сторону ветер их относит.
    «Летающий осьминог»
    Изготавливается из разрезанных и привязанных на нитку целлофановых пакетов. Дети бегают, «осьминог» летит.
    «Воздушный змей»
    Готовый воздушный змей или сделанный своими руками запускается в ветреную погоду. Дети наблюдают за направлением и силой ветра.
    «Ветер-музыкант»
    «Мелодию» ветра можно услышать, если соорудить небольшую конструкцию из металлических предметов (ложечки, шурупы, металл.банки, трубочки) подвешенных на нитки так, чтобы при дуновении ветра предметы сталкивались.
    «Флюгер»
    Наблюдать за направлением ветра. Дать детям самим раскрутить флюгер. Можно изготовить флюгер из подручных материалов.
    «Помашем веером»
    Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
    «Поймаем воздух»
    Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
    Эксперимент «Реактивный шарик»
    Цель: развитие перцептивных умений и навыков.
    Описание: воспитанникам предлагается надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета, после чего воспитанники делают вывод, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.
    Подводя итог, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком и ветром оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия детей. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу воспитанников.

Чем занять ребенка летом?

Лето представляет собой благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. И эти впечатления от просмотра картин,прогулок,непосредственных наблюдений жизни природы воспитанники могут отражать в живописно-творческих работах.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
-рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
-проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
-экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
-включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
-освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
-лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
-аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
-детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
включение изобразительной деятельности в детские праздники;
проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности.
Изобразительная деятельность детей на свежем воздухе-это прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира. Работа строится на основе наблюдения природных объектов и явлений. Поэтому особое значение имеет предварительное изучение предметов изображения методом обследования-визуального, осязательного, аналитического. Рассматривание, наблюдение, любование природным объектом происходят как непосредственно перед началом рисования, так и в процессе его. Предпочтение отдаётся таким формам работы, в которые можно привнести элементы игры. Игровой приём «фотографирование» стимулирует наблюдательность детей в процессе рисования с натуры. Им предлагается «сфотографировать» самый красивый цветок ли самое необычное дерево с помощью рамки-видоискателя, который служит «фотоаппаратом». В процессе такого фотографирования» воспитанники занимаются ещё и композиционным поиском, так как решают, насколько близко нужно подойти к интересующему растению, и определяют, что ещё попадёт в поле зрения.
Более подробно остановимся на использовании нетрадиционных техник изображения в организации изобразительной деятельности с воспитанниками в летний период.
В практике работы с детьми хорошо зарекомендовали себя следующие способы:

  1. Пальчиковая живопись: младшая группа- «Мой любимый дождик», «Красивые цветы», «Божьи коровки на лужайке», «Солнечный зайчик», «Соберём ягоды» и др. Средняя и старшая группы-«Весёлые цыплята», «Волшебные облака», «Кто живёт в лесу», «Радуга», «Кто живёт в траве « и др.
  2. Ладоневая живопись: младшая группа- «Солнышко лучистое», «Красивые цветы», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Потеряли котятки по дороге перчатки» и др. Средняя и старшая группы- «Два петушка ссорятся», «Жар-птица», «Весёлые осьминожки», «Голубь» и др.
  3. Монотипия предметная, пейзажная
    С помощью предметной монотипии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотипия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название — монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток). С помощью рисования техникой «монотипия» — получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи.
    Материал: лист альбомной бумаги, гуашь, широкая и тонкая кисточки, баночка с водой, палитра, тряпочка.
    Ход работы:
  4. Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба и, разворачиваем.
  5. На правой половине листа рисуем правую половину бабочки.
  6. Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.
  7. На развернутом листе появляется целая бабочка.
    Полученные рисунки бабочек можно вырезать и изготовить ручку-держатель из скотча и цветной бумаги и использовать для игровой деятельности.
    Предметной монотипией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.
    Средняя и старшая группы- «Волшебные цветы», «Как в зеркало смотрят берёзки», «Чудесный букет», «Что спряталось в пятнышке» и др.
    4.Рисование по сырой бумаге: Младшая группа- «Красивые цветы», «Одуванчики в траве», и др. Средняя и старшая группы- «И поплыли по небу облака», «Летний дождь», «Дождливый день», «Корзина с цветами» и др.
    5.печатание формы с помощью растений, ластика,смятой бумаги, пенопласта и др. Младшая группа- «Цветы для пчёлки Майи», «Птичка», «Овощи». «Фрукты», «Ягоды и яблочки». Средняя и старшая группы- «Грибы в лукошке», «Дерево», «Что выросло на грядке», «Ёжик», «летние цветы» и др.
  8. Рисование кусочками моркови, свеклы.
  9. Кляксография-раздувание краски, растягивание кляксы наклоном листа, создание клякс с помощью соломинки, нанесение пятна и складывание листа пополам. Средняя и старшая группы: «Чудо-животные», «Смешные паучки», «»Волшебная птица», «Сказочное дерево» и др.
    8.Ниткография:окунуть нитку (10-12 см) в краску, положить между сторонами сложенного пополам листа; слегка прижать лист рукой и резко выдернуть нить-получается двойное изображение на развороте листа. Средняя и старшая группа- «Страна цветных снов», «В гостях у сказки», «Волшебные цветы» и др.
    9.Граттаж-рисование по восковой прокладке. Наносится цветной фон акварелью. Затем весь фон натирается воском, парафином или просто свечой. Затем подготовленную основу покрывают смесью чёрной гуаши с шампунем. Заостренной палочкой процарапывается рисунок. Средняя и старшая группы-«Ночной мотылёк», «Вечерний город», «Волшебная поляна», «Ветер по морю гуляет» и др.
  10. Пластилинография: принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Для пластилинографии твёрдый пластилин необходимо разогреть. Для работы использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей, создаваемых на пластилине объектов. Чтобы картина не теряла со временем своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Средняя и старшая группа- «На морском дне», «Букет цветов», «Золотая рыбка», 2Любимые игрушки». «Разноцветные бабочки» и др.
    11.Рисование красками, разведёнными мыльной пеной: необходимо смешать в баночке 10 ст.ложек гуаши, 2 ст.ложки жидкого моющего средства и 1 ст.ложку воды. Опустить в неё соломинку и осторожно подуть. Когда пузыри поднимутся на 2,5 см от края баночки, необходимо свернуть лист бумаги и аккуратно провести по пузырькам. Следить, чтобы бумага не касалась края баночки. Дать время высохнуть рисунку, затем добавить к нему другой рисунок из мыльных пузырей иного цвета. Данная техника хорошо подходит для организации деятельности детей по дизайну(для открыток, обёрточной бумаги, сувениров и т.д.).
    Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет — радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками.

Уважаемые родители!
Наступил купальный сезон и летние каникулы. С целью предупреждения несчастных случаев на воде не забывайте о правилах безопасного поведения на водоёмах
Безопасность детей на воде целиком и полностью зависит от их родителей. Даже несмотря на гладкую и относительно спокойную поверхность, дно водоёмов может быть неровным, илистым, в отдельных местах встречаются сильные течения и водовороты. Поэтому первое правило, которое обязательно соблюдать всем без исключения любителям активного отдыха на берегу моря, реки или озера, звучит так: купаться можно только в отведённых для таких целей местах. Дети принимают водные процедуры только под присмотром взрослых, которые неусыпно следят за ними.
Следите за играми детей даже на мелководье, потому что они могут во время игр упасть и захлебнуться. Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами — в пылу азарта вы можете послужить причиной того, что партнер вместо воздуха вдохнет воду и потеряет сознание. Учиться плавать дети могут только под контролем взрослых. Внимательно следите за детьми и ни в коем случае не оставляйте их без присмотра возле воды. Вода глубиной в несколько десятков сантиметров — этого вполне достаточно для того, чтобы совершилась трагедия. Среди тех, кто тонет в ваннах (и даже в лужах), большую часть составляют маленькие дети. Не очень полагайтесь на всякие надувные устройства, поддерживающие ребенка на плаву. И детям, и наблюдающим за ними взрослым они внушают ложное чувство безопасности. Иногда малыши выпадают из них, а иногда вместе с ними переворачиваются в воде вниз головой. Примерно две трети несчастных случаев на воде с детьми происходит, когда взрослые хоть ненадолго перестают за ними наблюдать.
Никогда не позволяйте плавать ребенку одному: его должен обязательно сопровождать взрослый или другой ребенок, который сможет поднять тревогу, если внезапно произойдет несчастный случай, который могут не заметить спасатель и другие купальщики.
Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.

Десять правил безопасности для детей летом
Долгожданное лето, и конечно, большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Для того, чтобы отдых оставил приятные воспоминания и впечатления, необходимо заранее подумать, о каких правилах безопасности следует напомнить детям:

  1. Не всё то, что выглядит привлекательно, является съедобным.
    Летняя пора – очень подходящее время, чтобы помочь детям изучить названия растений, плодов и ягод. Информацию можно почерпнуть из интернета, детских энциклопедий, так же вам помогут собственные знания. Это должно стать правилом: ничто незнакомое в рот не брать.
  2. Защита от насекомых.
    Кроме ботаники, летом можно наглядно изучать и зоологию. Поговорите с детьми о том, почему нельзя размахивать руками, если где-то рядом летает оса или пчела. Почему лучше не пользоваться предметами гигиены с сильными ароматами, дабы не привлечь насекомых сладким запахом. Что сделать, если пчела все-таки ужалила. Чтобы защитить детей от опасных насекомых, выберите репеллент с натуральными компонентами, а изучив инструкцию, наносите его самостоятельно.
  3. Защита от солнца.
    Как можно раньше стоит познакомить ребёнка с солнцезащитным кремом и объяснить его назначение. И, конечно, наряду с нанесением крема, не забывать про головной убор, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Следует рассказать детям о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 16-00) и объяснить, что как только ребёнок почувствует, что ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.
  4. Купание под присмотром взрослого.
    Обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте ребёнка из виду, даже если он уверенно плавает или одет в специальные нарукавники или жилет, или использует надувной круг.
  5. Использование защитного снаряжения.
    Покупка роликов, скейтборда или велосипеда должна сопровождаться покупкой защитного снаряжения. А надевание такого снаряжения должно стать обязательным правилом, неважно, одну минуту ехать ребёнку до нужного места или двадцать.
  6. Выбирать безопасные игровые площадки.
    До того, как посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться в прочности крепления. Во время катания на аттракционах в парке напоминать детям о пристегивании и аккуратном поведении. Также нужно объяснить ребенку, что металлические части игровых конструкций на солнце сильно нагреваются и, прежде чем съехать с горки, надо убедиться, не горяча ли её поверхность.
  7. Мыть руки перед едой.
    А также фрукты, овощи и ягоды. Чтобы избежать «болезней немытых рук» и инфекций, необходимо летом чаще напоминать детям об элементарных правилах гигиены. Хорошо иметь при себе влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом необходимо тщательно следить за продуктами с небольшим сроком хранения и не держать их при комнатной температуре.
  8. Одеваться по погоде и ситуации.
    Для прогулок в жаркую погоду следует выбирать одежду из натуральных тканей – свободную и «дышащую». Побеседуйте о том, почему лучше надевать в лес одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь, и как это поможет защититься от укусов насекомых. Взрослым необходимо обратить внимание на то, как одет ребёнок, играющий на детской площадке. Опасными элементами одежды считаются тесёмки на шортах, юбках и платьях и особенно шнурки, продетые в капюшоны кофт и курток, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.
  9. Найти безопасное укрытие при грозе и молнии.
    Даже если вид сверкающей молнии кажется ребёнку завораживающим и он не боится громких звуков, стоит чётко объяснить, какую опасность таит для людей молния на открытом пространстве, и почему нужно переждать непогоду в закрытом помещении, подальше от дверей и окон.
  10. Пить достаточно воды.
    Прекрасно, если у ребёнка есть рюкзак, а в нём бутылка с водой. При занятии ребёнка активными играми нужно напоминать о питье каждые 15-20 минут, а в жару нелишним будет распылять на тело воду из пульверизатора. Было бы замечательно, если при выходе из дома с детьми взрослые держали бы в сумке стандартный летний набор: вода, мини-аптечка, солнцезащитный крем, головной убор и не портящиеся закуски. Имея под рукой эти предметы, взрослые и дети могут не опасаться непредвиденных ситуаций на природе, расслабиться и получать удовольствие от самого активного и солнечного времени года!