
Консультация «Речь и игрушки «
Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от “мы не выговариваем Р” до “мы вообще не говорим”. Развитие речи ребенка индивидуально и зависит от множества факторов, но подчиняется определенным нормам, проходит свои этапы.
Развитие речи идет в двух направлениях: говорение и понимание.
Развитие речи происходит вместе с общим развитием (психическим и физическим).
Принято выделять следующие этапы развития и ведущую деятельность каждого возраста (до 7 лет):
- Младенчество (эмоциональное общение)
- Ранний возраст (предметная деятельность)
- Дошкольный возраст (игровая деятельность)
Учитывая ведущую деятельность можно выстроить гармоничный план развития ребенка.
Основной период речевого развития выпадает — на период игровой деятельности.
Соответственно и развитие речи будет эффективнее, если это осуществлять в игровой форме. Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.
А теперь, давайте заглянем в «сундук» с игрушками! Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. Конструкторы, мишки, автомобили у детей и родителей в магазине игрушек разбегаются глаза. Но, по мнению специалистов, не каждая игрушка полезна в вопросе развития речи.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать и проговаривать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, магазинная атрибутика, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, железные дороги, телефон, игрушки для подражания-ролевой игры, овощи и другие предметы, отображающие различные стороны реальности, в таких играх малыши учатся задавать вопросы, отвечать на них и объединять предметы и понятия в категории например :»Фрукты», «Овощи» ,»Мебель» и т.д. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии речи и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.
Куклы и фигурки людей — поиграйте с ними в дочки-матери, купайте кормите, смело отправляйте в путешествия. Игрушечная мебель, еда, посуда игрушки из полимерной глины, которые приобретают все более широкую популярность — все это необходимо иметь в игровых уголках детей, т.к. с их помощью малыши расширяют и пополняют словарный запас, изучают лексику.
Специалисты считают, что кукла, кроватка, коляска подходят не только девочкам. Такие игрушки, развивают навыки заботы за другими, а заодно дети узнают ,что такое режим дня, запоминают в какое время нужно завтракать, чистить зубы и укладываться спать, параллельно изучают глаголы.
Фонарики и проекторы, они всегда интересны малышам с их помощью можно рассказывать свои сказки и придумывать новые сюжеты.
Фигурки диких и домашних животных, фигуры сказочных персонажей — помогают организовать домашний театр, в мире сказки. Рассказывайте сказку в медленном темпе близко к тексту. А для детей с лепетной речью выбирайте простейшие сказки с традиционным набором персонажей («Колобок», «Три медведя») и т.д. Рассказывайте сказку не более 7-10 минут после того, как ребенок прослушал сказку несколько раз, можно переходить к совместному рассказыванию.
В фонетическом развитии разделяются речевые звуки и неречевые. Звучащие игрушки нужны для развития неречевого слуха. Звуковые игрушки (не интерактивные) — развивают фонематический слух, начинаем с неречевых звуков: бутылочки с различным материалом. Их можно сделать самим из контейнеров от киндерсюрприза или маленьких бутылочек от йогурта. Заполняем парные контейнеры предметами, которые можно различить на слух и играем. Можно воспользоваться готовыми деревянными игрушками. Музыкальные инструменты (гитара, бубен и др.) способствуют развитию неречевых звуков и в целом развитию фонематического слуха. Дудочка-эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.
Мячики: перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Играя с мягкими мячами из разных материалов, с разными наполнителями, у детей развивается тактильность, обогащается их сенсорный опыт.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, лего-конструкторы, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д. используют для развития мелкой моторики способствуют придумыванию и проговариванию сюжетов.
Игры с кубиками, мозаиками, куклы-перчатки — отличный способ развивать речь-малыш вместе со взрослым может сочинить истории в которых дом мгновенно может превратиться в корабль или самолет главное проговаривать сюжеты.
Пазлы мягкие, наборы букв в карточках, на кубиках, домино, лото-учат выстраивать последовательность, расширяют словарной запас, развивают память, внимание.
На самом деле, список игрушек можно продолжать! Многие игрушки можно сделать своими руками. Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
И, помните, игрушки должны соответствовать возрасту, быть реальными по цвету и форме, материалы, из которых сделаны игрушки, должны быть разнообразными. Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, благодаря которым можно создавать собственные речевые продукты в виде инициативно произнесенных звукоподражаний, слов, фраз. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны, а также в категории бесполезных: звери, противоестественных цветов, говорящие игрушки и др. — они, по мнению специалистов, подчиняют фантазии ребенка, препятствуют речевому развитию малышей. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен!
Учитель дефектолог Ромская Л.В.