Государственное учреждение образования
"Детский сад № 66 г.Могилева"

Использование мнемотехники на коррекционно-развивающих занятиях

Практика работы показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития, что ограничивает их общение с окружающими людьми. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления, актуальным является поиск современных методов и приёмов, использование эффективных научно – обоснованных путей, направленных на повышение уровня связного речевого развития.По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира, педагоги всё чаще прибегают к использованию моделей, схем, планов, мнемотаблиц.
Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения в пункте коррекционно-педагогической помощи ГУО «Детский сад № 66 г.Могилева» применяются приемы мнемотехники.
Мнемотехника («mnemonikon» — искусство запоминания) – система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации и конечно, развитие речи.

Методика мнемотехники — несложный приём для развития речи, строится от простого к сложному, реализуется посредством использования мнемоквадратов с последовательным переходом к мнемодорожкам, а позже — к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Таким образом, актуальность применения мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-либо предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника может успешно использоваться воспитателями дошкольного образования, родителями (законными представителями) для подготовки детей к школе, так как уровень развития связной речи является важным показателем интеллектуального развития ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память и воображение.

Учитель-дефектолог

Борейко М.В